Свердловские врачи прооперировали ребёнка с критическим пороком сердца через 10 часов после рождения

Created with Sketch.

Слаженная работа специалистов перинатального центра Областной детской клинической больницы (ОДКБ) и отделения детской кардиохирургии Свердловской областной клинической больницы №1 (СОКБ №1) позволила в кратчайшие сроки прооперировать новорожденного с одним из самых тяжёлых критических пороков сердца и тем самым помогла спасти ему жизнь. Стоит отметить, что своевременное выявление и лечение кардиологических патологий является одной из приоритетных направлений реализации национального проекта «Здравоохранение».

Критический порок сердца (требующий операции в первые часы или дни жизни) у малыша был обнаружен ещё внутриутробно. Именно поэтому вынашивающая его женщина была направлена на родоразрешение в Областной перинатальный центр ОДКБ. После рождения, ребёнку были проведены все необходимые обследования, которые подтвердили диагноз.

«Ребёнок сразу же поступил в отделение реанимации для обследования и стабилизации состояния. После проведения эхокардиографии был диагностирован опасный врождённый порок сердца – транспозиция магистральных сосудов», – рассказал заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей №1 перинатального центра ОДКБ МаркПруткин.

Заведующий пояснил, чтоб пока ребёнок находится в утробе, за насыщение его крови кислородом отвечает плацента, так как его лёгкие ещё не функционируют. При этом кровообращение обеспечивают так называемые фетальные коммуникации, которые обычно закрываются после рождения. Но в некоторых случаях врачи искусственно сохраняют их открытыми, чтобы обеспечить доставку насыщенной кислородом крови к органам и тканям ребёнка до коррекции порока. Так, в данном случае младенец оставался жив лишь благодаря открытому артериальному протоку (соединению аорты и лёгочной артерии), а так же вторичному дефекту межпредсердной перегородки (отверстию между предсердиями), из-за которых всё-таки происходило частичное смешивание артериальной и венозной крови. Но этого было крайне недостаточно, чтобы наладить кровообращение. Поэтому и было принято решение об экстренном оперативном лечении в отделении детской кардиохирургии СОКБ №1.

В общей сложности для проведения обследований, установления диагноза, стабилизации состояния и перевода пациента специалистам ОДКБ понадобилось всего 4 часа. И в 17.00 родившийся утром ребёнок уже был в СОКБ №1. Он находился в критическом состоянии с тяжёлой гипоксемией (кислородной недостаточностью), поэтому спустя менее 10 часов после рождения детские кардиохирурги приступили к выполнению операции.

«При транспозиции магистральных сосудов аорта отходит от правого желудочка, а лёгочный ствол – от левого, тогда как в норме всё должно быть наоборот. Соответственно, аорта несёт венозную кровь, которая, пройдя по артериям, капиллярам и венам, вновь возвращается в правое предсердие и правый желудочек. А лёгочный ствол несёт кровь из левого желудочка в лёгкие, откуда она возвращается обратно в левое предсердие. Таким образом, большой и малый круги кровообращения не сообщаются друг с другом. И выполненная нами операция по артериальному переключению, заключалась в том, что, подключив пациента к аппарату искусственного кровообращения, мы поменяли местами магистральные сосуды», – пояснил врач Павел Кальной, который ассистировал заведующему отделением детской кардиохирургии СОКБ №1 КонстантинуКазанцеву.

Врач добавил, что технически эта операция очень сложна. Тем более в данном случае детские кардиохирурги столкнулись с достаточно редким анатомическим вариантом транспозиции магистральных сосудов. Но, несмотря на это, им удалось спасти жизнь малыша.

Помимо анестезиолога и перфузиолога, обеспечивавших наркоз и искусственное кровообращение во время вмешательства, уже ночью ребёнка принял врач и медицинские сестры детской кардиореанимации, чья профессиональная помощь помогла пациенту пережить наиболее критические часы после операции.

Через неделю ребёнок был переведён обратно в ОДКБ. Сначала он находился в отделении реанимации, а затем – в отделении патологии новорожденных, откуда наконец отправился с мамой домой.